Стоматит: симптомы, причины и лечение

Афанасьев Дмитрий Александрович

ГЛАВНЫЙ ВРАЧ, СТОМАТОЛОГ ИМПЛАНТОЛОГ-ОРТОПЕД, ГНАТОЛОГ

Стоматит – это воспалительный процесс слизистой ротовой полости, который приносит дискомфорт и боль, сопровождается язвочками и сыпью на деснах, языке, внутренней стороне щек, неба и миндалинах. Чаще поражает детей, но взрослые также страдают от него.

Симптомы и особенности течения болезни

Симптомы зависят от причины стоматита (он может быть бактериальной, вирусной или грибковой этиологии) и усиливаются в процессе прогрессирования заболевания. Условно симптомы можно разделить на первичные (воспаления, дискомфорт, отечность) и вторичные (образование язв, афт, эрозий).

1. Для начала болезни характерны дискомфорт, покраснение в местах поражения слизистой. Эти участки могут отекать и распухать.
  2. На следующем этапе развивается сильная острая боль, которая осложняет прием пищи и даже воды.
  3. На слизистой могут возникать красные язвочки с характерными для болезни белыми точками внутри.
  4. Пациента может беспокоить слишком большое выделение слюны, неприятный запах.
  5. Острая форма заболевания часто вызывает увеличение лимфоузлов, повышение температуры тела.

Чаще всего причиной стоматита выступает снижение общего или местного иммунитета. Также в группе риска находятся люди с эндокринными нарушениями и болезнями ЖКТ, беременные женщины, пациенты, часто принимающие антибактериальную терапию.

Причины и виды

В зависимости от возбудителя болезни, стоматит может быть:

• Бактериальным (возникает при бактериальных поражениях, чаще всего стафилококковых).
  • Кандидозным, который вызывает гриб рода Candida. Для это формы характерный белый творожистый налет.
  • Герпетическим, вызванным вирусом герпеса.
  • Афтозный и язвенный стоматиты возникают после запущенных заболеваний горла или зубов, на фоне приема наркотических препаратов или общего упадка иммунитета.
  • Аллергическая форма выступает не как заболевание, а как отдельный симптом аллергии на определенные продукты питания.

Чаще всего причины заболевания – некачественная гигиена полости рта. Также к непосредственным причинам относят:

• Бактериальную, вирусную или грибковую инфекции.
  • Осложнения заболевании ЛОР-органов.
  • Запущенные формы кариеса, пульпита, гингивита.
  • Большое количество зубного камня.
  • Неправильный прикус, при котором травмируется слизистая.
  • Ожоги или травмирование ротовой полости при приеме слишком горячей или твердой пищи.
  • Некачественное питание.
  • Авитаминоз и/или анемия.

Помочь найти причину и избавиться от заболевания может врач-стоматолог.

Диагностика

Диагностика стоматита заключается в первичном осмотре, сборе анамнеза, заборе материала для анализов. Обычно для этого рекомендуют сдать общий анализ крови, мазки и пробы из ротовой полости. По их результату доктор сможет найти причину и возбудителя болезни.

Тактику лечения врач выбирает исходя из индивидуальных особенностей пациента, стадии и течения болезни.

Последствия

Коварство стоматита заключается в том, что болезнь без лечения может перейти в хроническую форму. Также, в процессе развития, инфекция может поражать горло, и даже голосовые связки.

Афтозная и язвенная формы опасны вторичным инфицированием язв. При распространении поражения не десна часто развивается пародонтоз и гингивит, которые приводят к потере зубов.

Кроме общего дискомфорта, охриплости, неприятного запаха изо рта, болезнь опасна тем, что токсины попадают в кровоток, влияют на иммунитет и общее состояние организма. Рецидивирующий стоматит может проявляться на протяжение десятилетий.

Лечение заболевания в стоматологии

Тактика лечения стоматита зависит от типа и стадии болезни. После сбора анамнеза и лабораторных исследований врач сможет составить индивидуальный план лечения. Обычно, он включает:

• Антибактериальную, антивирусную или противогрибковую терапию.
  • Применение специальных гелей, мазей или других средств для санации и заживление язвочек.
  • Усиление гигиены полости рта.
  • Физиотерапия.
  • Улучшение рациона питания, исключение раздражающих слизистую продуктов.

Также врач может рекомендовать прием витаминов или аппликации масляных витаминных растворов непосредственно в местах поражения. Если причина болезни в неправильном прикусе, стоматолог порекомендует обратиться к врачу-ортодонту для его исправления.