Боль в зубе: причины, виды, помощь

Афанасьев Дмитрий Александрович

ГЛАВНЫЙ ВРАЧ, СТОМАТОЛОГ ИМПЛАНТОЛОГ-ОРТОПЕД, ГНАТОЛОГ

Зубная боль – очень неприятное явление, которое к тому же часто возникает в самый неподходящий момент. Иногда избавиться от болевых ощущений не помогают даже сильные медпрепараты. Лучшая профилактика – качественный уход за зубами и своевременное обращение к врачу.

Какой бывает зубная боль

Для точной диагностики и определения причины боли, важно понимать ее локализацию. Но часто болевые ощущения от одного зуба или участка десны могут распространяться на соседние, или вызывать ощущение, словно болят все зубы в ряду. К тому же боль может отдавать в челюсть, ухо или глаз, вызывать мигрень, тошноту. В очень редких случаях за зубной болью может скрываться даже один из симптомов инфаркта.

Болевые ощущения в ротовой полости можно условно разделить на несколько видов.

• Ноющие, постоянной средней интенсивности, с возможным ощущением распирания в области зуба или без него. Наиболее часто бывают при пульпите или бактериальных инфекциях.
  • Острые, простреливающие боли характерны для поражения нерва при глубоком кариесе или пульпите.
  • Резкие, связанные с температурой или вкусом пищи и быстро проходящие болевые ощущения характерны для высокой чувствительности зубов, поврежденной эмали или болезней десен.

Иногда боль становится «фоновой», человек привыкает к ней и почти не ощущает. Однако, это не означает, что процесс разрушения зуба остановлен. Если при первых проявления дискомфорта во рту не обратиться к врачу, дискомфорт легко может перейти в болевые ощущения.

Что может означать зубная боль

По локализации боли и степени ее интенсивности можно понять, что именно вызывает болевые ощущения. Условно стоматологи выделяют ряд причин, среди которых бактериальная инфекция (кариес, пульпит), болезни десен, механические повреждения зуба или эмали, общие заболевания.

Кариес

Кариес – это наиболее распространенное заболевание зуба. Его вызывает бактериальная инфекция, которая разрушает эмаль. Обычно, начинается она с верхней части коронки зуба и далее распространяется внутрь. При этом кариес может поражать и зубы рядом. Болевые ощущения вначале заболевания могут быть ноющими, а чувствительность зуба или зубов – повышенная. Как только инфекция распространяется на дентин – мягкий слой зуба – развитие кариеса ускоряется, и вскоре он может перейти уже в пульпит. На начальном этапе кариес легко лечится удалением пораженных тканей и установкой пломбы или наращиванием зубной коронки.

Пульпит

Пульпит – это острый воспалительный процесс, задевающий нервные окончания в зубе. Взаимодействие бактерий и их продуктов жизнедеятельности раздражает нерв, чем вызывает острую стреляющую боль, сильный дискомфорт. Заболевание легко предотвратить, если не допускать глубокого кариеса. В процессе лечения пульпита, если поражение нерва очень интенсивное, может потребоваться его удаление.

Периодонтит

Воспалительный процесс может также задевать ткани вокруг корня зуба. Обычно он развивается, как следствие запущенного кариеса или пульпита. Частицы пораженных тканей попадают в каналы, вызывают сильное воспаление, а также становятся положительной средой для дальнейшего развития бактерий. Этот процесс вызывает очень сильную боль, как в зубе, так и в десне. Он может распространяться на соседние зубы или отдавать в челюсть и даже шею. Возможно образование нагноений, свищей, абсцессов и кист. Без помощи врача в этом случае не обойтись. Тактика лечения обычно направлена на вскрытие каналов зуба, очищение их от инфекции и частиц разрушенных тканей. После канал могут оставить на какое-то время открытым или же санировать его и закрыть специальным материалом до полноценного пломбирования.

Пародонтоз и пародонтит

Причиной боли могут быть заболевания десен. Наиболее часто это пародонтоз или пародонтит. Пораженные ткани десен не справляются со своей функцией защиты зубов, могут вызывать дискомфорт во время еды, кровоточить.

Гингивит

Несвоевременное лечение болезней десен может вызывать осложнения в виде гингивита. Инфекция, попав в десну, начинает распространяться и может провоцировать интенсивные болевые ощущения, высокую чувствительность зуба. В процессе прогрессирования инфекция приводит к истончению десен, оголении шейки корня зубов и их подвижности, что со временем ведет даже к утрате зубов.

Болезненное прорезывание зуба мудрости или перикоронарит

Зубы мудрости очень часто вызывают дискомфорт при прорезывании. В некоторых случаях, из-за особенностей строения зубного ряда места для прорезывания может просто не хватать. Но зуб продолжает расти, чем вызывает сильнейшее воспаление. При этом болевые ощущения носят постоянный характер, они ноющие, тянущие, могу задевать ухо или горло. Часто в таких случаях требуется удаление зуба мудрости.

Механические повреждения

Травмы, сколы зуба или перелом его корня также могут вызывать интенсивные болевые ощущения. Иногда сюда же относят непрофессиональное отбеливание и повреждение эмали в результате. Без своевременной помощи врача к травме может присоединиться инфекция, для которой нарушение целостности зуба – прекрасные возможности для поражения пульпы и каналов. Если зуб невозможно реставрировать, может потребоваться удаление. Раннее обращение к врачу оставляет больше шансов на восстановление без экстракции.

Боль под протезами, коронками или мостами

Иногда болевые ощущения могут возникать в результате неправильного протезирования или лечения зуба. Такая ситуация опасна тем, что обычно у инфекции и накопленных токсинов нет выхода. Экссудат может накапливаться, вызывать отек или свищ, попадать в кровоток и ЖКТ.

Воспаление тройничного нерва

Часто, в результате переохлаждения или ОРВИ могут возникать воспалительные процессы. Среди них наиболее часто встречается воспаление тройничного нерва, которое может распространиться на зубные нервные окончания и вызывать сильную боль.

Кроме причин выше зубную боль могут вызывать и общие заболевание. Например, гайморит и синусит, вирусные инфекции, отит и другие.

Когда необходимо обратиться к врачу

Своевременное обращение к врачу, как для лечения, так и для запланированных осмотров – прекрасная профилактика зубной боли.О том, что к специалисту нужно обратиться срочно, сигнализируют такие симптомы:

• Боль любой интенсивности, характера или локализации.
  • Ощущение распирания во рту.
  • Отек или опухоль в области зуба.
  • Повышенная температура в совокупности с болевыми ощущениями во рту.
  • Повышенная чувствительность зубов, их подвижность.
  • Сильный неприятный запах изо рта.

В домашних условиях до обращения (но ни в коем случае не перед) можно принять обезболивающие препараты, прополоскать рот раствором ромашки или соды. Однако эти меры – лишь для временного облегчения, без помощи специалиста не обойтись.

Возможные осложнения при несвоевременном получении медицинской помощи

Зубная боль – не отдельное заболевание, а сигнал о том, что нужна помощь стоматолога. В не осложненных случаях иногда достаточно одного визита чтобы избавиться от дискомфорта раз и навсегда.

Несвоевременное лечение или купирование боли с помощью анальгетиков может привести к таким последствиям как развитие абсцессов и флегмон (гнойные воспалительные процессы, требующие срочного хирургического вмешательства и антибактериальной терапии), истончению десен, повышенной подвижности и утрате зубов.

Даже если ваши зубы полностью здоровы, посещайте стоматолога минимум дважды в год. Профилактический осмотр поможет выявить проблему до того, как она начнет вызывать боль и требовать крайних мер.