Лечение зубов при беременности

Вопрос «Можно ли лечить зубы во время беременности» вызывает у будущих мам множество сомнений. Развеять все мифы и дать ответ на него может опытный стоматолог. Конечно, несрочные манипуляции, например, отбеливание, лучше сделать до или после беременности. Но если кариес или другие проблемы с зубами возникли именно в период, когда мама ждет малыша, лечение зубов при беременности – просто необходимо.

Можно ли лечить зубы во время беременности

Профилактикой заболеваний ротовой полости и лечением проблемных зубов, конечно, стоит заняться на этапе планирования семьи. Однако не всегда беременность возникает «по плану», а от инфекционных поражений зубов или их механического повреждения не застрахован никто.

Лечить зубы, если развился кариес, пульпит, возник острый болевой синдром и другие заболевания, необходимо максимально оперативно. Бактериальная нагрузка, а также дискомфорт от боли маме и малышу однозначно не нужны. Если беременность еще не заметна, необходимо обязательно сообщить о ней стоматологу. Это нужно, чтобы врач подобрал совместимые с беременностью и безопасные для ребенка средства для анестезии или терапии.

Противопоказания

Сама беременность не является противопоказанием к лечению зубов. Но некоторые процедуры в этот период действительно противопоказаны. Во время беременности нельзя:

• Отбеливать зубы, так как зубная эмаль может быть ослаблена и слишком уязвима к механическому воздействию. В результате при отбеливании ее легко повредить.
  • Планово удалять зуб/зубы мудрости. Удаление зуба мудрости в некоторых случаях – полноценная операция с рассечением десны и обезболиванием. Ее лучше перенести на время, когда женщина будет менее уязвима.
  • Удаление зубов без острой необходимости. Например дистопированные и/или ретинированные зубы, как и зубы мудрости, лучше удалить до или после беременности.
  • Имплантация зубов. Устанавливать коронки на уже прижившиеся ранее импланты можно. Но хирургическое вживление имплантов будущее маме нежелательно по нескольким причинам, среди них – специфическая работа иммунной системы, которая может слишком непредсказуемо отреагировать на вмешательство.
  • Несъемное протезирование при отсутствии многих зубов. Для будущей мамы стоматолог-ортопед может рекомендовать временные или постоянные съемные протезы, которые не требуют хирургического вмешательства.
  • Исправление прикуса – процедура, которая требует как минимум нескольких рентгенографий, поэтому ее лучше перенести на более благоприятный период.

Все остальные манипуляции с зубами следует обговорить со своим лечащим доктором.

Особенности лечение зубов в разных триместрах

В разные триместры беременности есть свои особенности манипуляций с зубами будущей мамы.

• Первый триместр – это период формирования плаценты для защиты, а также этап закладки органов будущего ребенка. Он длится от 0 до 12 недель. В это время у многих женщин наблюдается токсикоз, для которого характерны повышенное слюноотделение, потеря аппетита, повышенная чувствительность и тошнота. Процедуры с зубами могут быть неприятны и вызывать рвотный рефлекс, а от медикаментозного воздействия будущего ребенка еще недостаточно надежно защищает плацента. Поэтому, если в лечении нет экстренной необходимости, его лучше перенести на второй триместр.
  • Второй триместр наиболее благоприятен для лечения зубов. Плацента уже надежно защищает ребенка, токсикоз обычно прекращается, а будущей маме еще довольно легко передвигаться и сидеть во время процедур. Поэтому лечение болезней зубов, а также профессиональную чистку стоит планировать на 13-24 недели беременности.
  • Третий триместр беременности имеет ряд ограничений для манипуляций с зубами. Организм будущей мамы может быть ослаблен вынашиванием. Также у женщин может наблюдаться повышенная чувствительность и тревожность, трудности с долгим пребыванием в одной позе. Лечение без срочных показаний лучше отложить.

Вне зависимости от триместра не противопоказана профессиональная чистка, а также профилактические запланированные визиты к своему стоматологу-терапевту.

Диагностика и анестезия

В диагностике заболеваний зубов часто требуется рентгенография. В первом триместре она противопоказана, в остальных может применяться разово при острой необходимости и полноценной радиологической защите.

Можно ли делать анестезию при лечении зубов при беременности – еще один важный вопрос. В современной стоматологии для обезболивания существует несколько проверенных и безопасных препаратов выбора. Они почти не проникают через плацентарный барьер и не несут опасности ребенку. Поэтому анестезия даже желательна при манипуляциях с зубами будущей мамы, так как она минимизирует дискомфорт и болевые ощущения.